Поиск

ВАЖНО! Нас ждёт новая ФСНБ 2020

На протяжении многих лет строители жаловались на то, что регулирование отрасли сильно отстает от ее потребностей. Сегодня такие перемены, наконец, начались. Как отнесется к ним строительное сообщество

С 1 июля 2019 года вступили новые правила жилищного строительства. О них много писали, они хорошо известны. Но между тем, есть немало и других законодательных и процессуальных новшеств в этой сфере, о которых известно значительно меньше. Между тем, они так же важны и способны оказать существенное влияние на разные стороны строительного процесса.

Расценки будут разморожены

27 июня Президент РФ Владимир Путин подписал закон 151-ФЗ. Он подготовлен депутатами Государственной думы и членам Совета Федерации и посвящён в основном развитию института долевого строительства. В нём есть несколько треков, касающихся градостроительства и ценообразования. Они предоставляют рынку интересные дополнительные возможности. Но об этом строительная общественность знает пока недостаточно, комментирует ситуацию заместитель министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков.

_______________________________________________

Дмитрий Волков: «…теперь можно включать в федеральную сметно-нормативную базу расценки, которые содержат в себе новые технологии»

_______________________________________________

Первый трек связан с так называемой «разморозкой» расценок. Впервые за длительное время Градостроительный кодекс позволяет выпускать новые федеральные единичные расценки и их составляющие. Это означает, что теперь можно включать в федеральную сметно-нормативную базу расценки, которые содержат в себе новые технологии. В течение последних двух лет такой возможности не было в связи с тем, что существовал прямой запрет в ГК на такие действия. Между тем, технологии ушли далеко вперёд, прежде всего в области дорожного строительства. Первые 50 расценок должны быть опубликованы уже совсем скоро после того, как закон вступит в силу. Это в том числе и такие нужные расценки, как работа виброкатков по укатке основания, специальные технологии по укреплению обочин и другие.

В течение месяца Минстрой планирует опубликовать 200 расценок и до конца года ещё 38 тысяч. Всего у нас более 46 тысяч расценок. Возможность обновить 38 тысяч расценок – это результат проделанной заблаговременно актуализации так называемых государственных элементно-сметных норм, проведенная за последние два года.

ГЭСН – фактически нормы расхода ресурсов. Нормирование – самая трудоемкая часть работы по созданию расценок. Была проведена работа по синхронизации баз Москвы, РЖД, федеральных баз и ряда небольших отраслевых баз. Если мы видели, что расценки дублируют друг друга, то из двух выбиралась меньшая. Если расценки дополняли федеральную сметно-нормативную базу, то они перепроверялись.


Теперь наша задача с помощью ГЭСН сделать федеральные единичные расценки, ФЕРы. Это тоже не простая задача. Она потребует актуализации базовых и текущих сметных цен, что есть результат государственного мониторинга стоимости строительных ресурсов. Наличие только ГЭСН не позволяет полноценно работать базисно-индексным и сильно затрудняет использование ресурсно-индексного методов, это всего лишь норма расхода, как бы заготовка. А вот созданные ФЕРы позволяют. Как только они будут актуализированы, то есть утверждены Минстроем и размещены в федеральном реестре сметных нормативов, их можно будет применять.

Мы понимаем, что использование в качестве базы цен 2001 года ограничивает точность и в еще большей степени ограничивает возможности будущей актуализации. Поэтому мы планируем обновить полностью федеральную сметно-нормативную базу, сделать ее в ценах 2020 года. Это так называемое ФСНБ 2020 или федеральная сметно-нормативная база 2020. Это большая работа, ее невозможно сделать одновременно качественно и быстро, рынок получит результат, как это и предусмотрено планом совершенствования ценообразования на среднесрочный период, только в 2021 году. Все это время текущая база должна актуализироваться и обе эти работы тщательно синхронизованы. Замминистра полагает, что на это уйдёт весь следующий год, но это позволит повысить точность ресурсно-индексного и базис-индексного метода по меньшей мере на 15% дополнительно к тем мероприятиям, которые проводятся. И это очень хороший результат.


Что будет с повторной экспертизой

Еще один трек – это повторная экспертиза и взаимодействие сметы на этапе проектирования и сметы на этапе контракта. Практика сложилась таким образом, что практически любое изменение в проекте могло послужить основанием для отправки его снова на экспертизу. Несмотря на разъясняющие письма, многие заказчики действовали из желания перестраховаться, чтобы снять с себя ответственность.

Это стало приводить к крайне негативным последствиям. Во-первых, любая экспертиза – это минимум 3 месяца, во-вторых, она стоит денег, пусть не самых больших, но все же это дополнительные затраты, чаще всего внеплановые.

_____________________________________________________

Дмитрий Волков: «Была поставлена задача – сохранить контроль за безопасностью, но так, чтобы повторная экспертиза перестала влиять на сроки. Сделано это следующим образом. Застройщикам на этапе строительства предлагается на выбор две возможности. Первая – заключить договор с той же экспертизой, которая выдала положительное заключение на экспертное сопровождение. В случае, если на этапе строительства нужно вносить изменения в проектную документацию, это изменение может быть отправлено в экспертизу по упрощённой процедуре – делается не повторная экспертиза всего проекта, а оценка изменения».

________________________________________________

В Минстрое понимают, что это прямая и явная угроза, в том числе и для реализации национальн